%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%82 %d0%94%d0%be%d0%b1%d1%83%d0%b6%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be  %d0%9a%d0%be%d0%bd%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%b8%d0%bd %d0%a1%d0%be%d0%bc%d0%be%d0%b2 crop

Добужинский Мстислав

Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957) – русский художник.

Родился в Новгороде 2 (14) августа 1875 г. в семье офицера. Был сыном артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. Всегда помнил о своем происхождении и фамилию возводил к названию деревни Дабужяй под Укмярге. Учился в Петербурге, в рисовальной школе Общества поощрения художеств (1884–1885), а также (1899–1901) в Мюнхене у А. Ажбе и в Надбанье (Венгрия) у Ш. Холлоши; в 1901 изучал гравюру под руководством В.В. Матэ. В 1901 г. он сблизился с объединением «Мир искусства» и вошел в число самых заметных его представителей.

Много путешествовал по городам России и Западной Европы. Жил в Петербурге, в 1918–1919 в Витебске, в 1924–1926 и 1929–1938 в Каунасе, в 1926–1929 в Париже, в 1938–1939 в Лондоне, с 1939 преимущественно в Нью-Йорке.

Добужинский был в первую очередь графиком, поэтом линии и ритма. Работая в смешанной технике либо чистым рисунком тушью, художник посвятил свое творчество прежде всего городскому пейзажу, теме города как такового, входящего со своим богатейшим историческим наследием в пору социальных катастроф. Работая в книге (как детской, так и взрослой) с 1906, он создал в этой области немало шедевров; среди них – оформление «Белых ночей» Ф.М. Достоевского (1923).

В своем движении к новому Добужинский оказался союзником молодых художников, разительно преобразивших тогда оформление детской книги, о чем свидетельствуют его блестящие иллюстрации 1925 г. к «Веселой азбуке» Н. Павловой, «Примусу» О.Э. Мандельштама, «Бармалею» К.И. Чуковского.

Добужинский был и выдающимся сценографом. С 1907 он сотрудничал с Московским художественным театром, антрепризой С.П. Дягилева, ленинградским Большим драматическим театром, каунасским Литовским государственным театром, «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк) и многими другими театрами; работал также как художник кино. Его декорации и костюмы явились промежуточным звеном между модерном и авангардом.

Здравое восприятие событий, разворачивавшихся в послереволюционной России, заставило Добужинского в 1925 г. принять литовское гражданство и переехать в Каунас. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Сопротивление местных шовинистов лишило его возможности заниматься преподаванием, к чему он очень стремился. К счастью, у него сложились отличные отношения с Каунасским театром, в котором он оформлял спектакли. Заниматься же книжной графикой не было возможности из-за отсутствия заказов от издательств. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к «Трем толстякам» Ю.К. Олеши (1928), исполненные еще по заказу из Москвы, а также к «Евгению Онегину» (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А.С. Пушкина.

В 1939 г. Добужинский выехал в США для работы с актером и режиссером М.А. Чеховым над спектаклем «Бесы», но из-за начавшейся Второй мировой войны в Литву уже не вернулся. Последние годы жизни оказались для него самыми трудными. Он не сумел и не захотел приспособиться к чуждому для него американскому образу жизни и к нравам американского художественного рынка. Он часто испытывал материальные затруднения, жил в одиночестве, общаясь лишь с узким кругом русских эмигрантов, и старался использовать всякую возможность, чтобы хоть ненадолго выбраться в Европу.

Большой след в искусстве (в особенности русском и литовском) он оставил и как замечательный педагог. Написал книгу мемуаров (опубликована в Нью-Йорке в 1976, в Москве в 1987).

Умер Добужинский в Нью-Йорке 20 ноября 1957.

Книги художника
Barmaley cover 1