%d0%94%d1%83%d0%b2%d0%b8%d0%b4%d0%be%d0%b2 %d1%85%d1%83%d0%b4 %d1%84%d0%be%d1%82%d0%be crop

"Не так-то часто это бывает, когда дети и взрослые любят одно и то же. Вот, например, дети любят мороженое, а взрослые – перец и горчицу. Дети любят шлёпать ногами по лужам, а взрослые этого не любят.
А рисунки Виктора Дувидова любят и дети, и взрослые. И я тоже люблю.
Почему же так получается?
Наверно, потому, что они бодрые, яркие, радостные. Так и видно, что рисовал художник с удовольствием. Посмотришь – и самому захочется рисовать. Ещё, наверно, потому, что Дувидов чаще всего рисует то, что хорошо знает и любит".

Май Митурич, художник

Дувидов Виктор

Виктор Аронович Дувидов (1932–2000) – график, живописец, книжный иллюстратор. Заслуженный художник России. Народный художник России.

Родился в Испании в семье коммунистов. Во время Гражданской войны в Испании осиротел, был привезен в Советский Союз и определен в детдом. С 1937 г. воспитывался в семье московских врачей А. и Е. Дувидовых. Имя и дата рождения были даны усыновителями.

В 1940 г. поступил в среднюю школу (одновременно — в Детскую музыкальную школу при Московской консерватории). С июля 1941 по ноябрь 1943 г. находился в эвакуации. С 1944 по 1950 г. посещал основанную И.Э. Грабарем детскую художественную школу Краснопресненского района Москвы, директором которой была Н.В. Бушкевич, большой энтузиаст художественного воспитания.

Учился в Московском полиграфическом институте (1950–1955) на факультете художественно-технического оформления печатной продукции у А. Д. Гончарова, И. И. Чекмазова, П. Г. Захарова. В 1955 г. блестяще выполнил дипломную работу — иллюстрации к сказкам Р. Киплинга (М., 1955; многочисленные переиздания).

Занимался станковой и книжной графикой; работал в различных техниках оригинальной (тушь, акварель, гуашь, цветные карандаши, темпера, пастель) и печатной (ксилография, цветная литография, линогравюра, офорт) графики.

С конца 50-х годов Виктор Аронович — художник детской книги. За 45-летнюю творческую деятельность оформил более 200 изданий, среди них русские, грузинские, таджикские, мордовские сказки, стихи, рассказы, повести, многие из которых неоднократно переиздавались. Книги, оформленные им, выходили во многих странах мира и на многих языках, представляли советское искусство книги на Всероссийских и Международных выставках, отмечались наградами самого высокого достоинства. Его иллюстрации стали классикой книжной графики.

Сотрудничал в издательствах Детгиз, Географгиз, «Детская литература», «Художественная литература», «Иностранная литература», «Советский художник», «Советская Россия», «Мир», «Прогресс», «Малыш». Рисовал для журналов «Вокруг света», «Наука и религия», «Мурзилка». Создавал проекты книжных знаков.

Любил работать сериями — «Крыши Москвы», «Аскания-Нова», «Таруса», литографии с натурных зарисовок Б. Шергина.

Виктора Дувидова можно назвать самым музыкальным из книжных художников. Однажды увидев в Большом театре «Пиковую даму» П.И. Чайковского, Дувидов на всю жизнь остался страстным меломаном — обожал оперу, балет, сам любил петь, много времени проводил на концертах и музыкальных спектаклях, делая бесконечные наброски. Несколько лет буквально прожил в репетиционных классах Большого театра, стараясь запечатлеть в работе Г. Уланову, М. Плисецкую, М. Лиепу, В. Васильева.

Во второй половине 1980-х выполнял зарисовки на Декабрьских вечерах в ГМИИ им. А.С. Пушкина, по которым впоследствии сделал ряд литографий.

Совместно с М.П. Митуричем выполнил роспись для Музея палеонтологии в Москве (1986, серебряная медаль Академии художеств).

Жил в Москве. Регулярно ездил в творческие командировки по Советскому Союзу, многократно бывал и работал в Тарусе и окрестностях. Много путешествовал, в частности, побывал в Туве и на Памире.

По свидетельствам близких, каждый раз, когда Дувидов принимался за новую книжку, он стремился сделать ее непохожей на предыдущую. Всегда стремился сделать книжку нарядной, праздничной и красивой. Чтобы ребенок брал ее как сказочную жар-птицу. Чтобы вся книга была сплошной праздник.

Виктор Дувидов трагически погиб в 2000 г.

Воспоминания о Викторе Дувидове полны восхищения и искренней любви. Он был удивительно свободным и одновременно комплексующим, гулякой и мастером строгой дисциплины, открытым, любящим друзей и одиноким в толпе. Жизнь интересовала его во всех своих проявлениях. Как свидетельствует запись в одном из его блокнотов, художника всегда удивляла «глухота одних и слепота других, немота третьих, медлительность четвертых – при полном объективном физическом здоровье». Этот русский испанец всегда торопился. Он никогда не расставался с блокнотом для зарисовок, постоянно делал в нем быстрые, точные и выразительные рисунки. И потому, наверное, сумел оставить так много поистине талантливых и разнообразных работ.

Произведения художника представлены в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного Русского музея, Астраханской картинной галереи им. Б.М. Кустодиева, Пермской картинной галереи, других музеях России, частных коллекциях в стране и за рубежом.

Книги художника
%d0%b7%d0%b4%d1%80%d0%b0%d0%b2%d1%81%d1%82%d0%b2%d1%83%d0%b8%cc%86 cover s