%d1%84%d1%82%d0%be %d0%93%d0%be%d1%80%d1%8f%d0%b5%d0%b2

Горяев Виктор

Виталий Николаевич Горяев (1910–1982) – советский график-иллюстратор, живописец, карикатурист. Народный художник СССР.

Родился в Тобольской губернии в семье банковского служащего. Начал художественную карьеру в Чите. В 1929 году переехал в Москву, где по совету и с помощью В. Маяковского поступил в Московский Высший художественно-технологический институт (ВХУТЕИН). В 1931 году перешёл в Московский полиграфический институт. Его наставниками в разные годы были Д.С. Моор, В.А. Фаворский, А.А. Дейнека и С.В. Герасимов, Л.А. Бруни.

В 1932 году, ещё во время учёбы, вступил во вновь основанный Союз художников СССР.

Сразу после окончания института Горяев начал работу как карикатурист, а с конца 1935 года активно сотрудничал с журналом «Крокодил». Самое поразительное в его многочисленных карикатурах — это умение так передать характеры и типы людей самых разных социальных групп и сословия, так верно нарисовать позы, жесты, улыбки, манеру держаться, как будто сам художник был свидетелем изображаемых им сцен и событий.

Для стиля горяевских рисунков характерна тонкая, изящная, выразительная линия в сочетании с ярко-декоративным и лаконичным цветовым решением.

В годы войны Горяев был главным художником журнала «Фронтовой юмор», где сдружился с поэтом А.Т. Твардовским и художником О.Г. Верейским. Дружба с ними продолжалась всю жизнь.

В 1955—1981 годах — член редколлегии журнала «Юность».

Много путешествовал (Америка, Франция, Финляндия, Цейлон и др.) и неизменно привозил из поездок большие серии рисунков. Внимательно следил за изменением жизни, быта, облика советских людей, за изменением улиц городов, машин, одежды. И все это изображал с истинно поэтической нежностью и доброжелательно-иронической улыбкой умного, наблюдательного человека.

Таким же острым наблюдателем был и в многочисленных иллюстрациях к книгам советских и зарубежных писателей. Создал циклы иллюстраций к сочинениям А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, «Трем толстякам» Ю.К. Олеши, почти ко всем сборникам стихов А.Л. Барто. Его иллюстрации к произведениям Марка Твена, несомненно, лучшие в мире по умению воссоздать эпоху и передать характер прославленных юных героев Тома Сойера и Гекльберри Финна.

Горяев иллюстрировал книги по заказу таких издательств, как «Детгиз» ,»Госиздат», «Правда», «Мир» «Советский писатель». Кроме этого, он являлся автором иллюстраций в журналах «Смена» и «Крокодил; «Юность» и «Огонек, «Иностранная литература» и многих других.

Виталий Николаевич Горяев был знаковой фигурой своего времени. Высокий, крупный, чем-то отдаленно похожий на Хемингуэя, он всегда гнул свою линию, был абсолютно свободен и, если считал какую-то идею плодотворной, его невозможно было остановить. Горяева далеко не всегда понимали даже те, кого он считал своими друзьями. Одиннадцать раз он не был избран в Академию художеств. Возможно, именно поэтому живопись Горяева, которой художник занимался всю жизнь, менее известна. Свободная, совсем не соцреалистическая, эта живопись встретила негативные отзывы со стороны официальной советской критики. При жизни Горяева его живописные работы появились на выставке только один раз – в 1980 году к его 70-летнему юбилею.

Графические серии и живопись Виталия Горяева хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

Книги художника
Peet cover final pereplet