%d0%b0%d0%b2%d1%82%d0%be%d1%88%d0%b0%d1%80%d0%b6 migunov 05 crop

Мигунов Евгений

Евгений Тихонович Мигунов (1921–2004) художник-мультипликатор, иллюстратор и карикатурист.
Родился в Москве в семье служащего. Сначала учился в обычной школе № 12 Хамовнического района Москвы, но проявил талант и способности и в числе наиболее успевающих учеников был переведен в Московскую опытно-показательную школу им. Лепешинского. Окончил ее в 1938 году и, проучившись год в изостудии, поступил на художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии – в мастерскую знаменитого мультипликатора Ивана Петровича. Иванова-Вано.
В 1943 году был зачислен на постоянную работу на киностудию «Союзмультфильм». С 1946 года Мигунов начал уже самостоятельно как художник-постановщик работать с ведущими режиссерами «Союзмультфильма». При его участии поставлены «Веселый огород», «Кто первый?», «Квартет», «Чемпион», «Полкан и Шавка», «Дедушка и внучек», «Трубка и медведь», «Волшебный магазин», «Когда зажигаются елки», «Лесные путешественники», «Песня о дружбе» и др. В 1953 году Мигунов дебютировал как режиссер – мультфильмом «Карандаш и Клякса – веселые охотники». По сути, это был первый в истории студии авторский мультфильм: Мигунов был автором его сценария, художником-постановщиком и режиссером.
Сотрудники студии любили его, называли – «Женька Мигунов, который умеет все». Евгений Тихонович обладал необычным, противоречивым характером. С одной стороны, он был контактным и сговорчивым человеком, с другой – не мог простить ни себе, ни кому-то другому даже малой толики халтуры. В этом противоречии был источник конфликтов. Он был полон самых смелых творческих планов, когда возник конфликт с директором и художник был уволен. Это был 1960 год. Евгений Мигунов, по общему признанию, был «душой студии», а имени временщика-директора, уволившего его, сейчас не помнят даже историки советской мультипликации.
Мультипликация потеряла самобытного художника. Зато книжная и журнальная графика его приобрела. Мигунов как карикатурист и оформитель сотрудничал с журналами «Крокодил», «Веселые картинки», «Мурзилка», «Пионер», в «Литературной газете», «Правде», «Советской культуре», «Вечерней Москве» и др. Рисовал диафильмы.
Однако настоящую славу ему принесла книжная иллюстрация. Долгие годы Евгений Мигунов иллюстрировал книги для издательства «Детская литература». С его графикой вышли «Понедельник начинается в субботу» Аркадия и Бориса Стругацких, рассказы и пьесы Николая Носова, «Электроник – мальчик из чемодана» Евгения Велтистова, сборники остроумных сказок Феликса Кривина. Ну и, конечно, «Девочка с Земли» и «Сто лет тому вперед» Кира Булычева. Евгений Мигунов был первым, кто воплотил Алису Селезневу в виде визуального образа.
Сотрудничество с К. Булычевым продолжилось в 90-е годы, когда был замыслен шеститомник «Приключений Алисы». Этой работой перфекционист Евгений Мигунов остался доволен больше, чем другими книжными сериями. Там были и иллюстрации, и заставки, и форзацы. И к каждому было нарисовано множество эскизов.
Дневниковые записи отражают творческие терзания художника. Временами он сомневался, что способен создать достойный визуальный эквивалент ярким литературным образам писателя. Евгений Тихонович стремился к максимальному приближению к идеалу и этим изводил в первую очередь себя. В 1999 году у художника случился инсульт, он уже не мог рисовать сам, но старался контролировать раскраску рисунков для новой серии книг об Алисе.
1 января 2004 года Евгения Мигунова не стало, он похоронен на Миусском кладбище Москвы.

Книги художника
Mitya vitya pereplet