%d0%93%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%b5%d1%82

Гернет Нина

Нина Владимировна Гернет (1899–1982) – драматург, писатель, сказочник.

С детства отличалась неуёмной фантазией, рассказывая соседским детям страшные сказки. В гимназии она одна получала пятёрки у словесника, который считал, что женщины неспособны к литературе, и только для Гернет делал исключение.
Первые литературные опыты Нины Гернет сразу же привлекли внимание Самуила Маршака. Он оценил ее талант и предложил писать для детей.

Позднее Нине Владимировне предложили заведовать редакцией журнала для дошкольников и младших школьников «Чиж». В журнале сотрудничали замечательные писатели и художники: Е. Шварц, Д. Хармс, Б. Житков, В. Бианки, Е. Чарушин, В. Конашевич и другие. В редакции создалась фантастическая творческая атмосфера, где от малейшей искры шла цепная реакция выдумок, розыгрышей, стихов, рисунков… А поджигательницей» чаще всего оказывалась Нина Гернет.

Как писал Эрик Михайлович Гернет, сын Нины Гернет (его детство пришлось на годы расцвета «Чижа»), «приходили в редакцию писатели, художники, поэты – да кто угодно. С идеей или просто так. Пришедшего могли с ходу разыграть, подшутить. Принесённые им задумки – темы рисунка, рассказа – нещадно пародировали, переворачивали и, если идея была неверна, доводили до полного абсурда и высмеивали. Зато рациональное зерно вытаскивали, обкатывали, придавая ему вид иногда совсем непохожий на первоначальный, но зато пригодный для журнала. Человек умный и с юмором не обижался, а вскоре сам начинал участвовать в этом коллективном творчестве. Такая необыкновенная создавалась среди этих людей атмосфера («легендарная», говорят теперь), что идеи, темы, даже новые жанры – возникали в ней сами собой, как бы выпадая из пересыщенного раствора.

Очень любили так называемые «шарады», где главное – не решение их (обычно невозможное), а формулировка. Слова для этого даже слегка переиначивались: «страшная смерть от разложения предка современного француза» – «галл-стух». Это не было пустой болтовнёй. Писатели, художники оттачивали здесь своё оружие – слово, кисть, как фехтовальщик шпагу. В шутках, шаржах находили новые приёмы, иные возможности в уже известных способах подачи материала. Парировать шутку шуткой, ответить на шараду экспромтом – это был образ жизни в этом кругу, входящий в плоть и кровь участников. Когда старинная приятельница Нины Гернет, которую она не видела и не слышала лет двадцать, вдруг позвонила и сказала: «Здравствуйте, говорит Элеонора Дузе», – немедленно последовал спокойный ответ: «Сара Бернар слушает!» Она не могла предположить, кто звонит, но реакция на шутку была естественна, как дыхание. Чисто деловой отчёт поэта Натальи Дилакторской о положении дел в редакции «Чижа» был, само собой, в стихах:

Дорогая Нина Гернет,
Первого номера нет.
Второй подписан к печати,
Но негде его печатать.
Третий – идёт в срок жёсткий –
Вчера прислан из вёрстки.

И так далее: кто чем занят, что придумано и что нарисовано.

Творчество этих людей было весёлым, а жизнь – трудной. Когда «Ёж», слишком уж самостоятельный по советским меркам, был закрыт, атмосферу вольного и весёлого творчества сохранял ещё «Чиж». Редакцией его в 1932-1937 годах заведовала Нина Гернет, незаметно подталкивая шутками и остроумными репликами стихийное творчество в нужном для журнала направлении. Недаром «Чиж» тех лет считается самым лучшим детским журналом в мире. «Чиж» подвергся разгрому в 1937 году – редакция разогнана, многие арестованы.

Журнал стал «добропорядочным», то есть подцензурным. Но, опять же с подачи Н. Гернет, в нём появился вкладной листок – «Красная Шапочка» – журнал в журнале, для самых маленьких.» Нина Гернет была одним из авторов текстов к выдержавшей множество изданий детской книжке «Рассказы в картинках».

С 1935 г. Н.В. Гернет увлеклась кукольной драматургией. Её пьесы до сих пор идут в российских и зарубежных кукольных театрах.

Книги автора
Radlov cover