«Митя, дорогой и милый! Вот уже сорок лет, вернее один год прошел с того прекрасного времени, как судьба познакомила нас!… Помню, сидел я в зоопарке и драконил фазанов для Мензбира, и появился ты, востроглазый юноша, знакомиться со мной – и долго с этих пор ты сохранял свой юношеский облик и слыл моим «сынком». Теперь мы оба поседели и наши возрасты сблизились. Уже сорок лет живем мы с тобой рядом, заняты общим делом – «построением анимализма» – кое-когда я помогал тебе, и ты, всегда принципиальный и прямой, исправлял мои, к несчастью, нередкие ошибки…Таруса и Аскания, общие интересы и симпатии соединили нас, и сердечная близость не оскудевает…»
Из письма Василия Ватагина Дмитрию Горлову (начало 1960-х годов).
«
Дмитрий Владимирович Горлов (1899–1988) – русский художник, скульптор, мастер декоративно-прикладной пластики, один из основоположников отечественной анималистики. Заслуженный художник РСФСР (1971).
Родился в Петербурге. Дед художника, Пётр Николаевич Горлов – (1839–1915), знаменитый русский инженер-геолог, общественный деятель, один из пионеров в разработке угольных месторождений Донбасса, Кавказа, Средней Азии и Уссурийского края. В его честь назван город Горловка, Донецкой области, два горных перевала, а также хребет в районе Восточной части Центрального Тянь-Шаня.
Уже в два года Дмитрий с увлечением рисовал животных. Позднее, в реальном училище, был первым по рисунку. Учился в Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии, перешел на естественное отделение Московского университета, но вскоре принял окончательное решение стать художником и поступил во Вхутемас (1921–23).
Первой самостоятельно оформленной книгой Дмитрия Горлова стала «Лобо, король Куррумпо» Сетон-Томпсона, выпущенная издательством «Синяя птица» в 1923 году.
Во время обучения во Вхутемасе работал в Дарвиновском музее ассистентом у художника-анималиста Василия Ватагина, а также совместно с художником Дмитрием Моором как художник-график. Но главные уроки художника-анималиста он получил, наблюдая за животными и делая их зарисовки с натуры. Про это с гордостью писал в анкете: «…специальность приобрел в Московском зоопарке».
Среди его зоопарковских друзей – 16-летняя Вера Чаплина. Их дружба растянется на шестьдесят с лишним лет. В зоопарке Горлов делает большую серию рисунков на площадке молодняка, которую организовала Вера Чаплина. На материале площадки Чаплина и Горлов делают несколько книг, в том числе книжки для самых маленьких: «Медвежонок Рычик и его товарищи» (1936) и «Рычик и Ласка» (1947).
В 1928 году Василий Ватагин приводит Дмитрия Горлова в Детгиз. Старший наставник сыграл в жизни своего ученика важнейшую роль. Вдвоем они иллюстрировали несколько книг. Вместе с Ватагиным Горлов работал и над скульптурными группами животных – для нового входа в Московский зоопарк (1936).
Развитие детской темы привело Горлова к декоративной анималистической пластике малых форм. Промежуточным этапом на этом пути стала его работа во Всесоюзном научно-экспериментальном институте игрушки в середине 1930-х, где он разработал более ста образцов игрушек из дерева и папье-маше.
В 1943 году Дмитрия Горлова назначают главным художником Гжельского керамического завода, где он создает модели фарфоровых скульптур животных. Многие из них производились потом на других фарфоровых предприятиях, в том числе на Ленинградском фарфоровом заводе. С 1958 года Горлов работает на Дмитровском фарфоровом заводе («Вербилки»). В 1940–50-е годы Горлов постоянно экспериментировал, расширяя диапазон возможностей керамики: терракотовая скульптура, статуэтки, керамические многокрасочные панно, настенные барельефы, декоративные изразцы и т.д.
К Дмитрию Горлову приходит международный успех: в 1958 году его фарфоровые статуэтки года «Ослик», «Зебра», «Жирафа», «Зубробизон» были удостоены на Всемирной выставке в Брюсселе золотой медали «За верность национальным традициям».
Параллельно Горлов работает и в жанре монументальной скульптуры. В 1939–40 годах он принимает участие в оформлении павильонов ВСХВ рельефами и резной решеткой, а с 1946 по 1958 год создает серию из восьми горельефов к памятнику И.А. Крылову (автор С.Д. Шапошников; открыт в г. Калинине в 1959 году).
Дмитрий Владимрович отдавал себя любимой работе, еще в юности получил репутацию немного странного, «не от мира сего» молодого человека и в преклонные годы остался таким же погруженным в свое творчество.
С 1949 году, после смерти своей первой жены, Ольги Серовой (1890–1946), дочери живописца Валентина Серова, Горлов построил дом на берегу Оки, в поселке Соколова Пустынь. С этим домом связаны последние сорок лет его жизни.
Этот дом существует и в наши дни, в нём находится частный Дом-музей Д.В. Горлова.