Рене Госинни (фр. René Goscinny, 1926-1977) – писатель, юморист и издатель. У себя на родине, во Франции, и во всем мире он известен как создатель комиксов об Астериксе (в соавторстве с Альбером Удерзо), как автор рассказов цикла «Малыш Николя» (совместно с художником Жан-Жаком Семпе), и как сценарист серии комиксов «Счастливчик Люк» (вместе с художником Морисом де Бевером). Госинни признан одним из самых читаемых французских авторов в мире, ведь количество проданных экземпляров его произведений, переведенных на многие языки, давно перевалило за 500 миллионов!
Рене Госинни родился в Париже в 1926 году. Когда ему исполнилось два года, семья переехала в Аргентину. Рене учился во французской школе Буэнос-Айреса, а на каникулах семья часто плавала через Атлантику во Францию, чтобы навестить родственников. В 1943 году отец Госинни скончался, и юному Рене, недавно окончившему школу, пришлось искать работу, чтобы прокормить себя и мать. Он неплохо рисовал, был страстным поклонником комиксов о Супермене, Тарзане и других популярных в то время героях, и некоторое время проработал художником в рекламное агентстве Буэнос-Айреса. В 1945 году Рене с матерью покинули Аргентину и переехали к родственникам в Нью-Йорк. Там он устроился работать сначала в рекламное агентство, затем в небольшое издательство.
В конце 1940-х Госинни знакомится с двумя известными бельгийскими художниками-комиксистами, живущими в это время в Нью-Йорке – Жозефом Жилленом (Жиже) и Морисом де Бевером (Моррисом). Также он знакомится с Жоржем Труафонтэном, владельцем брюссельского агентства Уорлд Пресс, специализирующегося на создании комиксов для крупнейших европейских издательств и сотрудничающего со множеством сценаристов и художников. Госинни и сам пробует рисовать комиксы, но художественная часть в них явно проигрывает сценариям, по-настоящему увлекательным и искрометным.
В 1951 году Госинни принял решение вернуться в Европу: Труафонтен открыл в Париже отделение своего агентства и взял его на работу. Вскоре в офисе агентства Уорлд Пресс Госинни познакомился с художником Альбером Удерзо, с которым его на много лет связала не только личная дружба, но и совместная работа. Вместе они создали множество комиксов, где Удерзо выступал в качестве художника, а Госинни в качестве сценариста, то есть автора сюжетов и текстов. Самой известной их работой стала серия о приключениях галлов Астерикса и Обеликса.
В 1955 году художник Морис де Бевер (Моррис), с которым Госинни познакомился еще в Нью-Йорке и близко сдружился, пригласил Рене к сотрудничеству над своей серий комиксов об удачливом ковбое Счастливчике Люке. Госинни с энтузиазмом взялся за работу над этими сценариями, ведь он, как и Моррис, увлекался историей американского Дикого Запада. Их первой совместной работой стал альбом «Дорога по прерии», который ознаменовал собой начало золотого века Счастливчика Люка, продлившегося более двадцати лет.
«Астерикс» и «Счастливчик Люк» стали для Госинни основными комиксовыми сериями, которые он как бессменный сценарист вел вплоть до своей смерти в 1977 году. Их феноменальный успех вывел профессию сценариста на новый уровень. Госинни признавался, что в 1950-е годы и помыслить нельзя было о том, что написанием текстов в «пузырях» можно зарабатывать на жизнь.
Еще одной важной вехой в карьере Госинни стало знакомство с художником Жан-Жаком Семпе, которое состоялось также в парижском офисе агентства Уорлд Пресс. Семпе тогда, по заказу одного из журналов, работал над короткими комиксами-стрипами о маленьком мальчике Николя и попросил Госинни помочь ему с текстами. Работа увлекла Госинни настолько, что истории о школьной жизни Николя и его одноклассников переросли в полноценные литературные произведения, основанные на детских воспоминаниях автора и художника. «Малыш Николя», по словам самого Госинни, был его любимым детищем.
В 1959 году Госинни вместе с коллегами по цеху, среди которых были Альбер Удерзо и Жан-Мишель Шарлье, основал еженедельный детский журнал «Пилот» (Pilote), ставший культовым в 1960-х годах и оказавший огромное влияние на дальнейшее развитие франко-бельгийской культуры комикса. Госинни, будучи одним из главных редакторов журнала, привлекал для работы в нем новых интересных и талантливых авторов и художников, многие из которых впоследствии стали настоящими знаменитостями.
Вклад Рене Госинни во Французскую культуру ХХ века трудно переоценить. В 1967 за свои заслуги он был удостоен степени кавалера Ордена искусств и литературы Франции. Его именем названы улицы, школы и библиотеки по всей стране. В 1988 году была учреждена премия имени Рене Госинни, которая присуждалась за лучший сценарий комикса вплоть до 2008 года.