Калиновский Геннадий

Геннадий Владимирович Калиновский (1929–2006), русский художник, иллюстратор детских книг. Заслуженный художник России

Родился в Ставрополе, провёл детство в Махачкале. Уже в трёхлетнем возрасте проявил любовь к рисованию. Будучи школьником, самостоятельно записался в художественный кружок при Дворце пионеров. В 14 лет Геннадий отправил свою работу «Гибель Нибелунгов» на конкурс рисунка газеты «Пионерская правда», получил первый приз и рекомендацию в Московскую художественную школу.

С 1949 по 1955 г. учился в Суриковском художественном институте, в мастерской книжной графики профессора Б.А. Дехтерёва. Работал в периодических изданиях, в иллюстрированных журналах: «Юность», «Огонек», «Семья и школа», «Физкультура и спорт», «Советская женщина» и других. В начале 60-х годов полностью переключился на книжную графику, преимущественно детскую.

Настоящую известность Калиновскому принесли виртуозно и остроумно выполненные иллюстрации к «Приключениям Алисы в Стране Чудес» Л. Кэрролла в пересказе Бориса Заходера в 1974 г., принёсшие ему диплом на конкурсе искусства книги. За иллюстрации к «Алисе в Зазеркалье» в 1980 году он получил высшую награду Всесоюзного конкурса — диплом им. Ивана Фёдорова.

Геннадий Владимирович Калиновский — обладатель, серебряной медали на Международной книжной ярмарке в Лейпциге, приза «Золотое яблоко» на 6-й Биеннале иллюстрации в Братиславе в 1977 году — за рисунки к книге Сказки дядюшки Римуса». Лауреат в номинации «художник-иллюстратор» Всероссийского конкурса произведений для детей и юношества «Алые паруса» в 2004 (за иллюстрации к «Путешествиям Гулливера»).

Художник работал в абсолютной изоляции «от натиска жизни» — закрывал свою мастерскую от света, почти прекратив любое общение. Иллюстрации к одной книге создавал примерно год-полтора и из них примерно год не брал в руки карандаш: все время «проигрывал» рисунки мысленно… «Я так работаю над всеми книгами: зарываюсь в мастерской, как лягушка в тине, и обдумываю потихоньку. Блаженное время! Потом уже — в гораздо меньший срок — переношу представленное на бумагу… „Подземная“ работа всегда очень долгая. Это как у земляники — корневище огромное, а стебелек маленький».

Большинство иллюстраций Калиновского созданы в чёрно-белой гамме и лишь в более поздних работах появляется цвет.

А еще Калиновский был искусным дизайнером и резчиком по дереву. «Люблю свои „деревянные дела“, – писал он, – мебель делаю сам для дома — и часто из ценных пород дерева, украшаю её резьбой, узорами всякими… А больше всего люблю лежать и думать. В голове в это время кадр за кадром проходит огромный карнавал всего».

В новые времена «лихорадочного книготискания» художник оказался полностью невостребованным. Книги с его работами практически не переиздавались, денег не было, да и о самом Калиновском практически забыли. Особенно было обидно за «Мастера и Маргариту». Иллюстрации к этому произведению художник считал лучшей своей работой. За свою жизнь он сделал пять вариантов – более 500 рисунков.  Иллюстрации были готовы ещё в 1985 году. Но только в 2001-м году питерское издательство «Вита-Нова» выпустило фолиант «Мастера и Мргариты» с иллюстрациями Калиновского. В 2002 году эта работа была отмечена званием «Книги года».

3 марта 2006 года художнику неожиданно стало плохо, а 5 марта он умер.

Книги автора