Кёстнер Эрих

Эрих Кестнер   (нем. Erich Kästner, 1899-1974) — немецкий писатель, сценарист и кабаретист. Свою популярность в Германии Эрих Кестнер завоевал благодаря своим полным искромётного юмора произведениям для детей и сатирической поэзии на злободневные темы.

 

Отец рано оставил семью, и все тяготы по воспитанию единственного сына легли на плечи матери. В книге «»Когда я был маленьким»» Кестнер подробно описывает свое детство. Мать писателя, оставшись одна, не склонилась под ударами судьбы: она выучилась на парикмахера и открыла собственное дело прямо в их маленькой квартире. Все ее усилия были направлены на одно — обеспечить сыну достойную жизнь и приличное образование.

 

Тема детства проходит через все творчество Эриха Кестнера. Именно детство определило его характер и мировосприятие. На собственном опыте писатель рано познал несовершенство мироустройства, и понял, что исцеление от социальных пороков возможно лишь при условии огромной любви к людям.

 

В 1928 году выходит первая книга Эриха Кестнера — поэтический сборник «»Сердце на талии»», встреченный весьма благосклонно. Но подлинный успех молодому автор принесла, появившаяся в том же году детская книжка «»Эмиль и детективы»». Писателю удалось создать новый образ маленького героя. Следом за Эмилем — предприимчивым энергичным мальчиком, смелым борцом за справедливость, любящим сыном и верным другом, в детскую литературу ворвалась ватага юных сорванцов, потеснившая прилежных и послушных персонажей, мир которых традиционно ограничивался школой и детской.

 

Первый успех окрылил молодого писателя. В последующие годы он выпускает еще несколько поэтических сборников, пишет роман «»Фабиан. История моралиста»», издает книги для детей: «»35 мая»», «»Летающий класс»». Великий режиссер Макс Рейнхардт ставит спектакль для детей по его книге «»Кнопка и Антон»». За шесть лет Эрих Кестнер стяжал себе славу грозного сатирика, бескомпромиссного критика, лирического поэта и веселого детского писателя.

 

Большинство книг Эриха Кестнера автобиографичны. В них нашли отражение реальные события и личные переживания.

 

Когда в 1933 году к власти в Германии пришел Гитлер, Эрих Кестнер не поддался увещеваниям друзей и отказался эмигрировать. Более того — он добровольно вернулся из безопасной нейтральной Швейцарии в фашистскую Германию, где его ждали ненависть властей и их приспешников, гонения, аресты, и, главное, запрет на любые публикации. Его имя было включено в список неугодных Третьему рейху авторов, книги которых подлежали уничтожению.

 

Несмотря на вынужденную изоляцию Эрих Кестнер продолжал работать. Его книги были запрещены в Германии. Писатель переправлял рукописи в Швейцарию, оттуда изданные книги расходились по всему миру. Нацисты так и не смогли заставить замолчать неугодного писателя. В скованной страхом, одурманенной национализмом и пропитанной ненавистью фашистской Германии Кестнером были написаны десятки эпиграмм и памфлетов, три комедийных романа и две книги для детей. По его книгам снимались фильмы в Голливуде. А в 1942 году Эрих Кестнер под псевдонимом Бертольд Бюргер создал для киностудии УФА сценарий фильма о знаменитом бароне Мюнхгаузене. Гитлер, узнав имя настоящего автора, пришел в ярость и запретил опальному писателю печататься за рубежом. Клетка захлопнулась. Но и в самые тяжелые годы Эрих Кестнер продолжал верить в неизбежность торжества справедливость, в победу добра над злом. И оказался прав. Хотя к радости победы, примешивалась тревога за судьбу Германии.

 

Кончилась полоса вынужденного многолетнего молчания и Эрих Кестнер возвращается к общественной жизни. Он сочиняет сатирические куплеты для кабаре, налаживает связи с международным Пен-клубом, тем самым возвращая писателей Германии в мировое литературное сообщество. Пережитая трагедия не дает Кестнеру покоя, мечта о преобразовании мира вновь возвращает писателя в детскую литературу. Защитить новое поколение от ржавчины фашизма — важнейшая задача послевоенной литературы. В 1947 году Кестнер пишет пацифистскую сказочную повесть «»Конференция зверей»», в которой звери принуждают людей заключить мир на все времена.

 

Вместе с Йеллой Лепманн, основательницей знаменитой Международной юношеской библиотеки в Мюнхене, Эрих Кстнер учреждает новую организацию — «»Международный совет по детской книге»», в задачи которой входит поддержание высоких стандартов качества в детской литературе, призванной воплощать идеи гуманизма, учить добру, толерантности, ответственности за судьбу мира. В обращении «»К детям мира»» писатель в веселой доступной форме объяснял идеи и задачи новой организации.

 

В 1957 году выходит автобиографическая повесть «»Когда я был маленьким»» — подлинный шедевр немецкой литературы. Мир ребенка раскрывается в книге с удивительной деликатностью. Повесть переносит читателя в начало века, не смотря на непростые испытания, выпавшие на долю маленького героя, детство, как ему и положено, предстает «»золотой порой»», полной любви и радужных надежд. Пронизанная ностальгией по ушедшему миру книга, оказалась чрезвычайно актуальной. Оглядываясь на прошлое, обращаясь к собственным корням, писатель приглашает читателей последовать за собой, чтобы в истории, в семейных традициях найти опору для возрождения Германии, положив в основу новой постройки самоотверженную любовь и честный свободный труд на общее благо.

 

Эрих Кестнер не стремился к славе, но заслужил ее. В 1960 году писатель был удостоен высшей международной награды в области детской литературы — медали Ханса Кристиана Андерсена. В 1962 году Кестнера избирают Почетным президентом Пен-центра ФРГ. В 1964 году в Международной юношеской библиотеке открывается выставка Кестнера, которая потом демонстрируется в разных странах Европы. В Германии существует Общество Кестнера, учреждена литературная премия его имени.

Книги автора