Лебедев Владимир

«В.В. Лебедев никогда не был ни иллюстратором, ни украшателем книг. Наряду с литератором – поэтом или прозаиком – он может с полным правом и основанием считаться их автором: столько своеобразия, тонкой наблюдательности и уверенного мастерства вносит он в каждую книгу. И вместе с тем его рисунки никогда не расходятся со словом в самом существенном и главном. Они необычайно ритмичны и потому так хорошо согласуются со стихами или с такой прозой, как, например, народные сказки и сказки Льва Толстого».

Владимир Васильевич Лебедев  1891–1967) – русский советский живописец, график, мастер плаката, книжной и журнальной иллюстрации, основатель ленинградской школы книжной графики, народный художник РСФСР (1966), член-корреспондент Академии художеств СССР (1967).

 

Родился в семье механика. Художественное образование получил в частной студии А.И. Титова, мастерской батальной живописи Ф.А. Рубо и частной художественной школе М.Д. Бернштейна. В 1918–921 гг. преподавал в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских. Состоял в обществах «Союз молодёжи» (с 1913), «Объединение новых течений в искусстве» (в 1922–1923), «Четыре искусства» (с 1928); принимал участие в их выставках. Сотрудничал с сатирическими журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон»; создал множество политических карикатур.

 

С 1918 по 1967 г. работал как книжный график.

 

В 1928 г. в Русском музее в Ленинграде была устроена персональная выставка Владимира Васильевича Лебедева. Он был сфотографирован на фоне своих произведений. Безукоризненный белый воротничок и галстук, шляпа, надвинутая на брови, выражение лица серьезное и чуть высокомерное, вид корректный и не подпускавший близко, и, вместе с тем,  – пиджак сброшен, а рукава рубашки, закатанные выше локтей, обнажали мускулистые крупные руки с кистями «умными» и «нервными». Все вместе оставляло впечатление собранности, готовности к работе, а главное – отвечало характеру показанной на выставке графики.

 

В 1924 г. Владимир Васильевич возглавил художественную редакцию детского отдела Госиздата и трудился в ней по 1933 г.. У него было поразительное умение собрать в издательстве все лучшее, что было в ту пору в Ленинграде. Содружество с Маршаком было, конечно, очень важным. Самуил Яковлевич делал в литературе то, что в искусстве делал Лебедев. В редакции царила удивительная атмосфера заинтересованности в работе. Сотрудники Детгиза назывались, и недаром, «лебедята». Всех объединяла общая задача – создание понятной, увлекательной, познавательной и стоящей на очень высокой ступени, как в литературе, так и в искусстве, детской книги. Лебедев умел воспитывать молодежь. Достаточно вспомнить Васнецова, Чарушина, Курдова, Тырсу, Пахомова, Конашевича, Радлова, Порет, Глебову. Васнецов сохранил дружбу с Лебедевым до конца и всегда советовался с ним.

 

В те годы утверждался новый особенный образ книги, отличный от того, какой культивировала в те годы московская группа художников во главе с В. Фаворским. Среди них царило почти романтическое восприятие книги, а сама работа над ней заключала в себе нечто «сурово-подвижническое», тогда как ленинградские иллюстраторы создавали своего рода «книгу-игрушку» и отдавали ее непосредственно в руки ребенку, для которого она и предназначалась.

 

Работа в издательстве не помешала В.В. Лебедеву создать ряд выдающихся живописных работ. Самые значительные из них: «Портрет артистки Н.С. Надеждиной» (1927), «Девушка с кувшином» (1928), «Натурщица с мандолиной» (1927), «Женщина с гитарой» (1930), «Портрет художницы Нины Носкович (1934).

К сожалению, уже в 1931 г. несколько работ Лебедева подверглось резкой критике в официозной печати, а пять лет спустя он, вместе с В.М. Конашевичем, стал объектом грубых нападок в статье «О художниках-пачкунах» («Правда», 1936). Статья послужила сигналом к травле ленинградских художников детской книги и стала частью широкой идеологической кампании, направленной против ряда деятелей искусств Ленинграда. Удар был неожиданным и жестоким. И реакция кругом была разной. Кто открещивался от Лебедева, кто — как Тырса на собрании в ЛОСХе — открыто протестовал и возмущался. Эти события произвели разрушительное действие на художника. Перемена произошла не сразу, постепенно, особенно в книгах.

 

В годы войны Лебедев жил в Москве, где сотрудничал в плакатной мастерской «Окон ТАСС», иллюстрировал книги. Книжной графикой он продолжал заниматься и вернувшись в Ленинград (1950).

 

Многие из его послевоенных книг получали высокую оценку – «Откуда стол пришел?» (1946) и «Разноцветная книга» (1947) С.Я. Маршака, «Три медведя» Л.Н. Толстого (1948) и др. Они действительно сделаны рукой мастера, все же было заметно, как от книги к книге в них возрастали возрастали натуралистичность и слащавость. То же самое происходило и с новыми вариантами его прежних иллюстраций, и даже с живописью. Смягчение идеологической обстановки в 1950–60-х гг., позволившее художникам немного воспрянуть, ничего не принесло Лебедеву, и последние годы жизни стали затянувшейся творческой агонией некогда блистательного мастера и сильного человека. В эти годы Лебедев жил замкнуто, виделся лишь с несколькими друзьями и почти не появлялся публично.

 

В.В. Лебедев похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. На Симеоновской улице, на доме № 11, где жил Лебедев с 1922 по 1967 г., в настоящее время помещена мемориальная доска.

Книги автора