Ольшванг Валентин

«Валентин Ольшванг владеет живописным изяществом. Он сообщает своей живописи, собранной под его пальцами, «лёгкое дыхание». Но оно в качестве приманки, оно втягивает тебя под этот внешне не драматизированный слой. Я уже не удивляюсь драгоценной поверхности живописной смеси. Я просто каждый раз предвосхищаю наслаждение от созерцания неожиданных мельчайших деталей, когда живопись и действие сливаются в одно целое».

Ю. Норштейн о Валентине Ольшванге

Валентин Алексеевич Ольшванг (1961) родился в Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1980 году окончил театрально-декорационное отделение Свердловского художественного училища. В 1981–86 годах учился во Всесоюзном Государственном Институте Кинематографии (мастерская В. Курчевского). Работал на Свердловской киностудии художником-постановщиком и режиссером анимационных фильмов. В 1997 году был слушателем Высших Курсов сценаристов и режиссеров (мастерская Ю. Норштейна). C 1994 года по 1996 год в Свердловском художественном училище вел курс художника анимационного кино. В 2003 году преподавал на курсах аниматоров студии «А-фильм».

Участник российских и международных художественных выставок. Призер российских и международных кинофестивалей.

Художник-постановщик фильмов: «Бескрылый гусенок», 1987 г.; «Жильцы старого дома», 1987 г.; «Как стать человеком», 1988 г.; «Дело прошлое», 1989 г.; «Сничи», 1989 г.(совместно с С. Айнутдиновым); «Я вас слышу», 1992 г.; «Елка в старом доме», 1994 г.; «Как вам это понравится», 1995 г.; анимационная заставка к ТВ передаче «Спокойной ночи, малыши!», 2000 г.; «Человек с Луны», 2002 г. (совместно с С. Малышевым и Б.Вишевым).

Режиссерские работы: «Розовая кукла», 1997 г., «Про раков», 2003 г.; «Со вечора дождик», 2009г.

Занимается книжной иллюстрацией, и в ней удивительным образом находят применение все те сложные техники, которыми мастер владеет в совершенстве. Его рисунки для книги «Кривуля» (2013) поражают своей правдивостью – мир предстает во всем многообразии своих оттенков, звуков, ощущений, характеров. Всё это Ольшванг рисует. И даже если бы перед глазами не было текста, у читателя бы не оставалось сомнений в том, что трава мокрая, а ствол дерева – жесткий, снег – холодный, а кошка царапается.

Мир на рисунках Ольшванга движется – если пролистать картинки одну за другой, создастся впечатление, что история рассказана художником от начала до конца, потому что иллюстрация драматургически выстроена, выстроена так, что один жест переходит в другой, одно выражение лица сменяется другим. Перед нами не просто универсальные персонажи и универсальная природа, придуманная Фрид Ингульстад, перед нами живое пространство, не фиксированное, изменяющееся.