Евгений Михайлович Рачёв (1906–1997) – русский и советский художник-анималист, график и иллюстратор.
Родился в городе Томске в 1906 году. Детство свое провел в Сибири в семье деда. Мальчишкой был непоседливым, озорным, убегал на Первую мировую войну и очень любил рисовать, больше чем учиться. Сразу после гражданской войны ему, еще в сущности детском возрасте, пришлось одному пробираться сквозь всю страну и разруху из Сибири на юг в Новороссийск. Чтобы выжить, ему – мальчишке в те годы пришлось работать в порту даже грузчиком. Далее был художественный техникум, первые оплаченные художественные работы – вывески для нэпмановских магазинов и, наконец,… книги. Видимо вольница и красота Сибири настолько легли в его душу, что самыми лучшими получались книги про природу и животных. Его книги были замечены, и он был приглашен в Москву, чтобы работать в самом большом детском издательстве страны, которое в разные годы называлось по-разному, но мы всегда говорим – Детгиз.
В тот же Детгиз он вернулся после войны. Книги в издательстве долгое время издавались с черно-белыми рисунками, но постепенно становились все более цветными. И прекрасная черно-белая графика Рачёва природы, животных и птиц постепенно преобразилась, и появились те самые яркие, колоритные рисунки, которые мы теперь называем «рачёвскими», в которых мы видим животных с характерами людей в национальных костюмах, что полностью соответствует сюжету и морали сказки, и конечно, национальному колориту сказки.
Эти животные полностью сохраняли свою природную пластику, не становились карикатурой ни на них самих, ни на людей, человеческое в них только угадывается. «Сказка ложь, да в ней намек…» Рачёв, пожалуй, единственный художник, которому удалось это сделать. Но удивительно, что когда первая такая рачёвская книжка была предложена издательству, то на целый год она легла на полку. Это было настолько ново, что чиновники боялись, а нет ли тут какого намека на власть и порядок, царившие тогда в стране. Одумались, и его новые книги начали печатать с большим успехом.
В настоящее время в тех же замечательных рачёвских рисунках прямолинейно пытаются искать признаки иного толка – «советизма» – в различных его аспектах. Но в рисунках Рачёва никогда не было и нет животных ни с националистическим, ни с идеологическим «выражением на лице». Неужели про его зверей можно сказать, что волк – отпетый империалист, медведь – добродушный пьяница, лиса – коварная нэпманша, а уж зайчик должен олицетворять собой отпетого труса, а следовательно, скрытого предателя! Его животные всегда наполнены народной мудростью, они многообразнее, мудрее, «человечнее» и… добрее, даже злой волк. Посмотрите на его рисунки и попробуйте сказать иначе.
Книги Рачёва издавались большими тиражами. Фантазия, выдумка, выразительность героев сказок, умение войти в народную культуру, юмор, доброта, которые исходили от рисунков и, конечно, высокое графическое мастерство – всё это вызывало живой интерес взрослых и любовь маленьких читателей. Одну из самых популярных – украинскую народную сказку «Рукавичка», изданную впервые в 1951 году, многократно переводили на другие языки мира – «»The Old Man’s Mitten»» – «»The Magic Globe»» – «»La Mitaine»» – «»Tebukuro»» – «»Der Handschuh»» – «»Skinnvotten»» – «»Rukkanen»». Когда сказка была издана на английском языке, в мире появились её многочисленные пересказы и перерисовки.
Многие книги художника получили заслуженные награды на российских и международных книжных выставках и ярмарках. В 1986 году за иллюстрации к книге украинских народных сказок «Колосок» Е.М. Рачев получил Почетный диплом Международного Совета по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО (IBBY), который присуждает Международную премию имени Ганса Христиана Андерсена. Был удостоен званий Народного художника РФ, Заслуженного деятеля искусства РФ, получил Государственную премию России. В 1996 году многолетняя работа Е.М. Рачёва была отмечена наградой зрительских симпатий – «Золотой ключик».
В 60-х годах прошлого века, когда было организовано издательство «Малыш», Евгений Михайлович был приглашен главным художником и почти 20 лет проработал в нём, создав там хорошие творческие условия для художников. В издательстве стали работать А. Брей, Э. Булатов, О. Васильев, В. Дувидов, А. Елисеев и М. Скобелев, Ю. Зальцман, Ю. Копейко, В. Курчевский, В. Лосин, М. Митурич-Хлебников, Г. Никольский, В. Перцев, А. Склютаускайте, М. Скобелев, Н. Устинов, В. Чижиков и другие. На этом посту Евгений Михайлович придавал очень большое значение качеству детской книги, она должна была быть обращена к маленькому читателю, понятна и интересна ему, а не взрослому, о чем, иногда увлекаясь, забывали некоторые художники. В сущности, он всю свою творческую жизнь посвятил детской книге. И не жалел об этом.
Его часто называли художником русских народных сказок, что было совершенно несправедливо. Среди его работ были иллюстрации к самым разным народным сказкам – башкирским, белорусским, болгарским, русским, украинским, народов Севера, к замечательной венгерской сказке «Два жадных медвежонка», к сказке румынского писателя Октав Панку Яшь «Все в лесу хорошо, только портные плохие».
Но в его творчестве были и другие темы. Он замечательно иллюстрировал книги рассказов и сказок о природе и животных, авторами которых были В.Бианки, М.Пришвин, П.Барто, Д.Мамин-Сибиряк, И.Арамлиев, В.Гаршин, О.Иваненко и другие.
Отдельной полкой стоят иллюстрированные им книги басен и сатирических сказок, которые были написаны Рафаэлем Памбо, Иваном Франко, Иваном Крыловым, Сергеем Михалковым, М.В. Салтыковым-Щедриным и Львом Толстым. Каждая из этих книг имеет своего автора, свое лицо, свое отличие от других, но везде художник легко узнаваем по рисункам с уникальными «рачевскими» зверями.
Книги Рачева уже давно стали библиографической редкостью, но даже эти читанные-перечитанные, потертые, с подклеенными или утраченными страницами, с каракулями своих маленьких хозяев, эти книги, которым сейчас исполнилось от двадцати до восьмидесяти лет, активно продаются в Интернете и находят своих новых читателей. Когда составляли список его книг, оказалось, что их издавалось более 250! Так и кажется, что у слов – «Звери мои за меня говорят» два автора – баснописец Иван Крылов и Евгений Рачёв.
Евгений Михайлович Рачёв прожил долгую жизнь, на нее пришлось много событий – и личных, и тех, что пережили его современники, он родился в одной стране – царской, а умер в третьей – «демократической», живя все время в одной и той же. Его похоронили на Калитниковском кладбище в Москве в 1997 году. Провожать его пришли те художники, с которыми он работал в издательстве «Малыш».
Автор текста Владимир Турков, текст взят с сайта http://evgenii-rachev.narod.ru/russian/