Самойлов Давид (авторский псевдоним, наст. имя – Давид Самуилович Кауфман; 1920–1990) – русский советский поэт, переводчик.
Давид Самойлов родился в Москве. Окончил МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории). В студенческие годы (с 1938 по 1941) подружился с поэтами, которых вскоре стали называть представителями поэзии «военного поколения». «Мне повезло в товарищах и учителях. Друзьями моей поэтической юности были Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Глазков, Сергей Наровчатов, Борис Слуцкий. Учителями нашими – Тихонов, Сельвинский, Асеев, Луговской, Антокольский. Видел Пастернака. Встречался с Ахматовой и Заболоцким. Не раз беседовал с Мартыновым и А. Тарковским».
Как и многие его сверстники, Самойлов ушел со студенческой скамьи на фронт. Рыл окопы, был пулеметчиком, затем командиром взвода разведки. Дошел до Берлина. За время войны писал мало.
Первыми послевоенными публикациями Самойлова были поэтические переводы. Кроме того, он писал сценарии для радио. «В него как поэта мало кто верил, за исключением красавицы-жены, Бориса Слуцкого и нескольких родственников и близких друзей», – писал Е.Евтушенко.
Регулярные публикации стихов в периодической печати начались только в 1955 г. До конца своих дней поэт не уходил от военной темы. Самые лучшие вещи о Великой Отечественной войне были написаны в 1960–75 гг.
В 1967 г. Самойлов поселился в пос. Опалиха близ Москвы. Он не участвовал в официальной писательской жизни, но круг занятий, как и круг общения, был невероятно широк. К нему приезжал Г. Бёлль. Самойлов дружил с Ф. Искандером, Б. Окуджавой, З. Гердтом, Ю. Кимом и др. Несмотря на болезнь глаз, интенсивно работал с историческими архивами, занимался поэтическими переводами, написал книгу «Волна и камень», которую называют самой пушкинианской книгой Самойлова не только по числу упоминаний о Пушкине, но более всего по поэтическому мироощущению.
В 1976 г. Самойлов поселился в эстонском городе Пярну. До 1980 г., пока семья занимала только один этаж на улице Тооме, ему приходилось жить в несколько стесненной обстановке. Купив второй этаж, Давид Самойлович был безгранично счастлив. И, вернувшись из очередной непродолжительной поездки в 1983 г. в Москву, сказал: «Жить надо все-таки в Пярну». В Эстонии ему было легче, спокойнее. Несомненно, пребывание в Пярну подарило ему еще несколько лет жизни.
Всю жизнь, с четырнадцати лет, Самойлов вел дневник, который оборвался за несколько дней до его кончины. Аналогов этой уникальной летописи, сохранившей «нерв времени», живую память прошлого, в нашей литературной документалистике нет.
Блистательный юмор Самойлова породил многочисленные пародии, эпиграммы и т.п., собранные в сборник «В кругу себя». Д. Самойлов участвовал в создании нескольких спектаклей в Театре на Таганке, в «Современнике», в Театре им. Ермоловой, писал песни для театра и кино.
Над детскими стихами и переводами поэт трудился для заработка, но с глубоким интересом и увлечением. Стихотворные пьески про Слонёнка выходили в1961-1981 гг. Они были записаны на грампластинки («Слоненок пошел учиться», «Слоненок-турист», «Кот в сапогах») и пользовались огромным успехом.
В 1988 г. Д. Самойлов стал лауреатом Государственной премии СССР.
Случилось так, что фронтовик Давид Самойлов ушел из жизни в День советской армии – 23 февраля 1990 г. Он вел вечер памяти Бориса Пастернака, вышел за кулисы, и его последние слова были: «Все хорошо, все в порядке». Похоронен в Пярну.