Шварц Евгений

 Евгений Львович Шварц (1896–1958) – советский писатель, драматург, поэт, журналист, сценарист.

 

Родился в Казани в семье медиков. Детство и юность писателя прошли в Майкопе, о котором он позднее вспоминал с любовью.

 

В 1914 г. Евгений поступил на юридический факультет Народного университета имени Шанявского в Москве. Проучился два года, потом понял, что профессия юриста не для него и решил посвятить свою жизнь театральному искусству и литературе.

 

Весной 1917 г. Шварца призвали в армию. После Октябрьской революции он поступил в Добровольческую армию, участвовал в «Ледяном походе» Корнилова. Получил контузию при штурме Екатеринодара. После контузии его демобилизовали. Последствие контузии – тремор рук – ощущал всю жизнь.

 

После демобилизации Евгений Шварц начал работать в «Театральной мастерской» в Ростове-на-Дону. Кроме работы в театре, он писал фельетоны для провинциальной газеты «Всесоюзная кочегарка». Там он познакомился с Н. Олейниковым, ставшим позднее его близким другом и соавтором. В 1923 г. по инициативе Михаила Слонимского, вместе с Олейниковым они выпустили первый номер журнала «Забой» (издается до сих пор и сейчас называется «Донбасс»).

 

В 1921 г. Шварц приехал в Петроград. Был секретарем у Корнея Чуковского. С 1923 г. начал публиковать свои фельетоны. В 1924 г. устроился на работу в Госиздате под руководством С.Я. Маршака. Примерно в те же годы сблизился с представителями литературного объединения ОБЭРИУ. Принимал активное участие в создании детских журналов «ЁЖ» и «ЧиЖ». Так же как и многие обэриуты, писал стихи и рассказы для детей, которые печатались в этих журналах.

 

Первая отдельная книга Шварца — сборник стихов «Рассказ старой балалайки» — была напечатана в 1925 году. Дебют был успешным, и писатель создал для детей пьесу-сказку «Ундервуд», пьесу «Клад». За этим последовали: «Приключения Шуры и Маруси», «Чужая девочка» (1937), «Первоклассница» (1949).

 

Вершиной творчества Шварца, несомненно, стали художественные пересказы сюжетов Андерсена: «Принцесса и свинопас», «Красная шапочка», «Золушка», «Снежная королева». На этих сказках выросло уже несколько поколений детей.

 

В годы Великой Отечественной войны Шварц вел радиохроники, для которых писал стихи, песни, рассказы, фельетоны и статьи. В 1941 г. вышла его пьеса «Под липами Берлина» (в соавторстве с Михаилом Зощенко). Работал над пьесой «Дракон» (1943), которая была поставлена уже после войны. Спектакль был снят с репертуара сразу после премьеры в Ленинградском театре комедии. Пьеса оставалась под запретом до 1962 г.

 

В 1944 г. Шварц начал работу над самым личным, можно сказать, исповедальным произведением «Обыкновенное чудо». Эту пьесу ставили и продолжают ставить во многих театрах — и всегда с огромным успехом. Произведение было дважды экранизировано.

 

После войны положение драматурга было нелегким. При жизни Сталина пьесы Шварца не ставились. В 1954 г. за возвращение их на сцену выступила Ольга Берггольц.

 

В 1955—1956 г. Шварц вел дневник, на основании которого позднее написал «Телефонную книжку» — уникальную форму мемуаров, изобретенную им самим. Это были миниатюрные портреты современников, с которыми сводила Шварца творческая судьба, а также меткие характеристики всевозможных советских учреждений — творческих союзов, издательств, театров, вокзалов и т.п.

 

За свою творческую жизнь Шварц написал более двадцати пьес для драматического и кукольного театров, а также сценарии к одиннадцати игровым кинофильмам и одному мультфильму. По его сценариям поставлены фильмы «Первоклассница», «Золушка», «Дон-Кихот», в которых снимались блистательные актеры Э. Гарин, Я. Жеймо, Ф. Раневская, Н. Черкасов, Ю. Толубеев и др.