Ушинский Константин

 «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело.»

Детским чувством, точно так же, как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его.»

Ушинский Константин Дмитриевич (1983–1870) – русский педагог, основоположник научной педагогики в России.

Ушинский Константин Дмитриевич родился в Туле в семье дворянина. Его мать умерла, когда ему было 11 лет, и нежные воспоминания о ней он сохранил на всю жизнь. Впоследствии он отводил женщине и матери высокую и почётную роль в воспитании детей. Учился в гимназии. С юности отличался зрелостью ума, силой воли, верой в себя и способностью преодолевать препятствия.

 

В 1840–1844 гг. Ушинский обучался на юридическом факультете Московского университета. Слушал лекции блестящих преподавателей, в том числе профессора истории Т.Н. Грановского и профессора философии государства и права П.Г. Редкина, который оказал немалое влияние на увлечение Ушинским педагогикой. Молодой Ушинский выделялся своими способностями, в круг его интересов помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также проблема распространения грамотности и образованности среди простого народа.

 

В 1844 году Ушинский получил степень кандидата юриспруденции.  В 1846 году был приглашён на профессорскую должность в Ярославский Демидовский лицей, где был самым популярным профессором. Либеральные взгляды молодого профессора, эрудиция, простота в обращении с учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам и доносам вышестоящему начальству на Ушинского со стороны руководства лицея. В 1849 году Ушинский уходит в отставку, зарабатывает на жизнь переводами, рецензиями и обзорами.

 

Все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными. Только в январе 1854 года Ушинскому удалось стать преподавателем русской словесности в Гатчинском Сиротском институте. Методы воспитания в институте славились своей строгостью: за небольшую провинность воспитанника отправляли под арест в карцер. За пять лет своей преподавательской работы в этом учебном заведении Ушинскому удалось изменить старые порядки. Так, ему удалось начисто искоренить доносительство и воровство. Самым суровым наказанием для виновных стало презрение товарищей. Чувство настоящего товарищества Ушинский считал основой воспитания. Уже через год своей службы Ушинский был повышен по службе и назначен инспектором классов.

 

Ушинскому посчастливилось обнаружить в стенах института обширный педагогический архив одного из прежних инспекторов, ученика Песталоцци Е. Гугеля. Найденные книги оказали сильнейшее влияние на Ушинского. Под влиянием изученных трудов он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы». С тех пор Ушинский становится постоянным автором «Журнала для Воспитания» регулярно публикует статьи о системе воспитания и образования в России.

 

В 1859 году Ушинский получил назначение на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. В то время образование считалось вредным для женщин. Но Ушинский считал иначе – он понимал важную роль женщины в семье и обществе. Его уроки пользовались огромной популярностью – родители и родственники учениц, чиновники и педагоги приходили в институт, чтобы послушать лекции, о которых говорил весь город.

 

Имя Ушинского, как талантливого педагога, стало известно всей России. Ему даже поручили письменно изложить свое мнение о воспитании наследника престола. В этот период вышла в свет его книга «Детский мир». Ее сразу стали использовать в различных учебных заведениях. В первый же год книга была издана трижды. Одновременно с преподавательской работой Ушинский стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения», который благодаря ему превратился в прекрасный педагогический журнал.

 

В 1862 году Ушинского временно отстранили от преподавания, обвинив в вольнодумстве, атеизме и пр., и направили на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время Ушинский побывал в Швейцарии, Германии, Франции, Бельгии и Италии, где он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, считавшиеся самыми передовыми с точки зрения педагогики. Спустя какое-то время Ушинский поехал в Гейдельберг, где встретился с известнейшим русским врачом Пироговым. Под влиянием общения с ним Ушинский восстановился и окреп духом, продолжил научную деятельность.

 

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир». По сути это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Более того, Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» — «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Этот труд оказал огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою значимость он не потерял и по сей день.

 

В «Родном слове» особое место отведено сказкам – Ушинский считал их первыми блестящими попытками русской народной педагогики. Великий педагог обработал русские народные сказки образно и поэтично. В них показана борьба добра и зла и, как бы фабула ни раскрывалась, добро торжествует. Народная сказка, утверждал Ушинский, помогает ребенку понять художественный образ, обогащает мысль образами, приобщает к культуре народа, развивает речевую деятельность.

 

Весной 1870 года он почувствовал себя очень плохо, и в этой связи предпринял поездку в Крым, чтобы восстановить пошатнувшееся здоровье. Там, в местной школе, он увидел практическое применение своего учебника «Родное слово».

 

В последние годы жизни Ушинского произошли тяжёлые события – смерть любимого сына, тяжёлая болезнь, окончательно подточившая его здоровье. В 1870 году он умер.

Книги автора