Варшамов Рубен

«Как это ни покажется смешным и удивительным, я, как актер, вживаюсь в образ. Несколько месяцев, например, был божьей коровкой, которая попала в спичечный коробок и рвалась на свободу. Когда мне пришлось иллюстрировать повесть Бианки о рыбке-колюшке, я, как Дуремар из «Золотого ключика», облазил все подмосковные пруды и канавы, расставил по всему дому тазы и банки с кувшинками, жуками-плавунцами, пиявками, ручейниками. Порой, когда звонил телефон, забывшись в работе, я вскакивал и наступал ногою в таз с пиявками. Делать рисунок в духе научного определителя скучно, я домысливаю, стараюсь увидеть, восстановить сценки из жизни этих самых животных… Бывает, что авторы не всё скажут в тексте, тут уж я расскажу читателю — рисунками…»

Рубен Артёмович Варшамов  (1936–2000) – советский и российский художник-анималист, иллюстратор книг для детей. Главный редактор журнала «Весёлые картинки» (1977–2000). Один из крупнейших мастеров отечественной книжной графики.

 

Окончил Саратовское суворовское военное училище, затем Краснознаменное Московское общевойсковое училище. Отслужив 2 года в чине лейтенанта в Таманской дивизии, демобилизовался и поступил в Московский полиграфический институт.

 

Начиная с 1962 г. проиллюстрировал и оформил более 70 книг в издательствах «Детская литература», «Малыш», «Радуга», «Росмэн» и др. Среди них произведения Н.Сладкова, С. Сахарнова, В. Бианки, Ю. Ковалья, Г. Остера, Э.Успенского, С. Лема. Самым плодотворным и удачным оказалось его сотрудничество с И. Яковлевой, в результате которого появились детские книги «Палеонтология в картинках», «След динозавра», «По следам минувшего» и др. Они разошлись большими тиражами и многократно переиздавались. Р. Варшамов – автор четырёх книг, которые сам же и проиллюстрировал, а также нескольких альбомов для раскрашивания.

 

Варшамов был одним из лучших анималистов России. Имел феноменальную зрительную память и по-настоящему любил животных. Постоянно общался с учеными, поэтому его иллюстрациям присущи не только выразительность, но и абсолютная достоверность.

 

Книги с иллюстрациями Р.А. Варшамова переиздавались на болгарском, монгольском, персидском, испанском, чешском, тамильском, киргизском и др. языках.

 

Занимался живописью (его учителем был Э.М. Белютин), создал оригинальные по творческому решению, интересные по стилистике и отточенные по техническому исполнению циклы офортов и литографий по мотивам классических произведений – В. Шекспира, Эдгара По, Э. Хемингуэя, М. Сервантеса и др. Эскизы ко многим из этих работ создавал в туши, доводя наброски до уровня самостоятельных высокохудожественных произведений.

 

Рубен Варшамов – мастер парусного спорта, неоднократный победитель и призёр чемпионатов Москвы, России, Онежской регаты.

 

В 1977 г. стал главным редактором детского юмористического журнала «Весёлые картинки», который возглавлял более 20 лет до конца своих дней.

 

Вместе с ним в журнал пришли новые авторы, художники-нонконформисты – Виктор Пивоваров, Валерий Дмитрюк, Илья Кабаков, Эдуард Гороховский, карикатуристы Сергей Тюнин и Олег Теслер. Сохраняя лучшие традиции «Весёлых картинок», Варшамов активно работал над дизайном журнала, менял макеты обложек, «играл» с форматом. Номер «Весёлых картинок» раскладывался в огромный лист-игру с рисунками, внутри издания появлялись оригинальные вкладки, приложения. В 1978 г. в русле этих исканий знаменитый художник Виктор Пивоваров создал хорошо известный сегодня логотип журнала.

 

Варшамов положил начало журналам: «Филя», «Пампасы», «Синдбад», «Эскиз», «Трамплин», «Весёлые картинки для взрослых».

 

Его друзьями были В. Пивоваров, Ю. Соостер, Э. Гороховский, Ю. Копейко и еще много-много уникальных людей, оставивших яркий след в отечественной культуре.

 

Персональные выставки художника проходили в Париже, Москве и  подмосковном Красноармейске.