Михаил Михайлович Зощенко (1894–1958) –писатель, драматург, сценарист и переводчик. Классик русской литературы.
Родился в Санкт-Петербурге в семье художника.
Во время строительства музея Суворова в Петербурге мозаичную картину на фасаде здания, изображающую отъезд полководца из села Кончанского, выполнял художник Михаил Иванович Зощенко. На картине есть небольшая деталь: маленькая ёлочка в нижнем углу выложена пятилетним сыном художника, будущим известным писателем Михаилом Михайловичем Зощенко.
Впечатления детства – в том числе о сложных отношениях между родителями – отразились впоследствии как в рассказах Зощенко для детей («Галоши и мороженое», «Елка», «Бабушкин подарок», «Не надо врать» и др.), так и в его повести «Перед восходом солнца».
Первые литературные опыты относятся к детским годам.
В 1913 г. Зощенко поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Учеба была прервана Первой мировой войной. Зощенко добровольцем ушел на фронт, командовал батальоном, стал Георгиевским кавалером. Литературную работу не прекращал: пробовал себя в новеллистике, в эпистолярном и сатирическом жанрах (сочинял письма вымышленным адресатам и эпиграммы на однополчан).
В 1917 г. был демобилизован из-за болезни сердца, возникшей после отравления газами. Был назначен начальником почт и телеграфов и комендантом почтамта Петрограда. Вскоре оставил эту должность и выехал в Архангельск, где занимал должность адъютанта Архангельской дружины. Отказался от предложения эмигрировать во Францию.
В 1918 г., несмотря на болезнь, ушел добровольцем в Красную Армию и воевал на фронтах Гражданской войны до 1919 г. Вернувшись в Петроград, зарабатывал на жизнь разными профессиями: сапожника, столяра, плотника, актера, инструктора по кролиководству, милиционера, сотрудника уголовного розыска и др.
В 1919 г. Зощенко занимался в творческой студии, организованной при издательстве «Всемирная литература». Руководил занятиями К.И. Чуковский, высоко оценивший творчество Зощенко. Вспоминая о его рассказах и пародиях, написанных в период студийных занятий, Чуковский писал: «Странно было видеть, что этой дивной способностью властно заставлять своих ближних смеяться наделен такой печальный человек».
Во время учебы Зощенко познакомился с писателями В. Кавериным, Вс. Ивановым, К. Фединым и др., которые в 1921 г. объединились в литературную группу «Серапионовы братья», выступавшую за свободу творчества от политической опеки.
В 1921–1922 гг. в издательстве «Эрато» вышли отдельной книгой «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова». Этим событием был ознаменован переход Зощенко к профессиональной литературной деятельности. Первая же публикация сделала его знаменитым. Фразы из его рассказов приобрели характер крылатых выражений: «Что ты нарушаешь беспорядок?»; «Подпоручик ничего себе, но – сволочь» и др. С 1922 по 1946 гг. его книги выдержали около 100 изданий, включая собрание сочинений в шести томах (1928–1932).
К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его рассказы были известны и любимы во всех слоях общества. Зощенко создал новый для русской литературы тип героя – советского человека, не получившего образования, не обладающего культурным багажом, но стремящегося стать полноправным участником жизни, сравняться с «остальным человечеством».
В 1929 г. Зощенко издал книгу «Письма к писателю». Ее составили несколько десятков писем из огромной читательской почты, которую получал писатель, и его комментарий к ним. Зощенко хотел «показать подлинную и неприкрытую жизнь, подлинных живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». Но книга вызвала недоумение у многих читателей, ожидавших от Зощенко только очередных смешных историй. После ее выхода режиссеру В.Мейерхольду было запрещено ставить пьесу Зощенко «Уважаемый товарищ» (1930).
Такое развитие событий самым пагубным образом сказалось на здоровье писателя, склонного к депрессии. Поездка по Беломорканалу, организованная в 1930-е годы в пропагандистских целях для большой группы советских писателей, произвела на него угнетающее впечатление. Не менее тяжелой была для Зощенко необходимость писать после этой поездки о том, что в сталинских лагерях якобы перевоспитываются преступники («История одной жизни», 1934). Сборник рассказов «Голубая книга» (1935) вызвал разгромные отзывы в партийных изданиях, Зощенко фактически было запрещено печатать произведения, выходящие за рамки «положительной сатиры на отдельные недостатки». Несмотря на его высокую писательскую активность (заказные фельетоны для прессы, пьесы, киносценарии и др.), подлинный талант Зощенко проявлялся только в рассказах для детей, которые он писал для журналов «Чиж» и «Еж».