Читательский дневник: польза или вред?

Автор: Елена Деревянкина
Фото: Ольга Яблокова
Время чтения: 2 мин

Казалось бы, ну разве может такое позитивное творческое начинание, как читательский дневник, сыграть школьнику не в плюс, а в минус? На самом деле, может. Давайте разбираться.

Мы не собираемся оспаривать полезность читательского дневника. Она налицо:

1. Дневник помогает глубоко осмыслить прочитанное: пока ребёнок записывает свои мысли о книге, он фиксируете сюжет, анализирует персонажей, темы и идеи. Это помогает лучше понять произведение.

2. Дневник развивает личность читателя, ведь это хороший инструмент для саморефлексии. Анализируя прочитанное, школьник может отслеживать изменения в своих взглядах и предпочтениях.

3. Дневник открывает возможности для творчества: ребёнок может не просто записывать названия книги и свои впечатления, но и рисовать, создавать коллажи, писать стихи, сочинять собственные истории…

Но не стоит забывать и о том, что все дети — разные. Кому-то в радость описывать характер любимой героини, а кому-то тяжело выдавливать из себя тему книги и основные ветви сюжета. И если дневник заполняется со скрипом, то тут важно не переусердствовать. Иначе могут возникнуть сложности:

1. Дневник ограничивает и много требует: нужно делать пометки во время чтения, заранее думать о том, что потом в этот дневник записывать. Некоторым детям это мешает наслаждаться чтением. В итоге чтение превращается не в удовольствие, а в рутину.

2. Дневник нагоняет стресс: некоторым детям тяжело даются ответы на вопросы, аккуратные записи и рисунки. Из-за того, что всё не получается так легко и красиво, как хотелось бы, ребёнок может расстраиваться и переживать.

3. Дневник замедляет: если ребёнку совсем не мил читательский дневник, то ему уже и книгу открывать не хочется, потому что вместо того, чтобы следить за сюжетом, он думает о том, как ему придётся после чтения мучиться и снова заполнять этот ненавистный дневник…

Приходится признать, что такая со всех сторон правильная и полезная штука подходит не всем. Как найти выход из ситуации? Вообще не вести дневник, упростить его или вести в электронном виде (например, просто отмечать прочитанные книги).