Учим историю по комиксам. Новый графический роман расскажет о трагедии в Арктике и ледоколе «Красин»

Беседовала: Елена Деревянкина
Фото: из архива Владислава Серова
Время чтения: 9 мин.

Чтобы параграфы учебников истории и географии обрели объём, ожили в лицах и эмоциях, попробуйте дополнить их… комиксами. Наша серия «Исторический комикс» – та самая волшебная палочка, которая покажет школьникам, да и взрослым читателям тоже, насколько увлекательной может быть история.

Уже в апреле выйдет новый комикс серии «Трагедия в Арктике. «Красин» спешит на помощь». Он расскажет, как потерпел крушение дирижабль «Италия», а ледокол «Красин» отправился на его поиски. О том, каким будет новый комикс, что осталось за кадром и какие исторические факты удивят читателя, рассказал автор и художник комикса Владислав Серов.

Романтика полёта

– Владислав, как вы выбирали тему для нового комикса? Почему остановились именно на «Красине»?

– Я очень хотел сделать комикс о дирижабле, ведь дирижабли — это такая романтическая забытая история. И здесь всё начинается с дирижабля «Италия», он становится главным героем рассказа, хоть и терпит крушение почти в самом начале, возвращаясь с Северного полюса. С другой стороны ещё в предыдущем комиксе «Лётчики-герои. Спасение челюскинцев» в одном маленьком эпизоде встречается ледокол «Красин», про который мне тоже хотелось создать отдельный комикс. А так как именно «Красин» отправился на поиски «Италии», то две эти темы соединились в одну историю.

Кстати, во время той экспедиции «Красин» спас не только дирижаблистов, но и туристическое судно возле Шпицбергена. Судно наткнулось на льдину и получило пробоину, на борту были тысячи туристов. Если бы оно затонуло, то трагедия могла бы сравниться масштабами с «Титаником», но, к счастью, на помощь пришёл ледокол «Красин». Правда, в комикс эта история не вошла — просто не хватило места.

– Как долго Вы работали над этим комиксом? Что было самым сложным?

– Работал около года, пока это самая длительная моя работа над книгой. Что касается сложности, то я так устроен: мне чем сложнее, тем интереснее. Поэтому для меня самым сложным и одновременно самым увлекательным было понять дирижабль: его конструкцию, как он работает, как им управлять. Это изучение вылилось в два разворота: разрез кабины дирижабля и дирижабль целиком.

Всё в этом комиксе было непростым. В нём много разных летательных аппаратов, иногда просто невероятных. К примеру, итальянский летающий катамаран выглядит очень футуристично, сейчас трудно представить, что такие самолёты были на самом деле, да ещё и летали. Всё это нужно было изучить и нарисовать. Помимо техники, был ещё быт людей, которые жили на льдине; история конфликта, который разыгрался между ними. Все эти вопросы решались ещё на этапе сценария — было сложно уложить огромное количество информации, эмоций и событий в стройное повествование. Тут большую роль сыграла главный редактор издательства Мария Мелик-Пашаева, с которой мы плодотворно работали.

И я там был

– Где Вы искали информацию?

– Я люблю работать с мемуарами — это всё равно что поговорить с очевидцем. Да, мемуары субъективны, но в данном случае это не мешает, ведь мы делаем комикс, а не научный труд. Я основывался на мемуарах чешского учёного Франтишека Бегоунека, дирижаблестроителя и исследователя Арктики Умберто Нобиле, исследователя, начальника спасательной экспедиции на «Красине» Рудольфа Самойловича, журналистки и радистки на «Красине» Любови Воронцовой. Она, кстати, оставила очень личные воспоминания, например, о том, как приходилось мыться солёной водой, потому что пресную экономили.

– Какой факт из тех, что Вы узнали во время работы над комиксом, Вас по-настоящему удивил?

– Сложно выделить что-то одно, потому что я постоянно удивлялся. И далеко не всё вошло в книгу. К примеру, история про итальянских альпинистов, которые прошли всю северо-западную землю Шпицбергена пешком, пытаясь найти там следы трагедии. Они ничего не нашли, но какой колоссальный проделали путь!

С другой стороны, поход Ван-Донгена и Соры, которые вышли навстречу группе Мальмгрена, рассчитав их возможный путь. В итоге они сами оказались на грани гибели! Их спасли, но совершенно случайно. Когда они уже сидели без еды и воды на каком-то островке, на льдине, то увидели ледокол «Красин». Они начали махать, кричать, и «Красин» их заметил, но они этого не поняли, потому что ледокол прошёл мимо — он спешил на помощь дирижаблистам. И эти люди на льдине были уверены, что теперь погибнут, у них не осталось никакой надежды. И вдруг через несколько часов прибыли самолёты и спасли их, потому что «Красин» передал их координаты.

Или вот ещё из невошедшего в книгу: рисковые полёты лётчика Бабушкина. Тут надо начать издалека: Амундсен и Нобиле вместе участвовали в первом полёте на дирижабле в Арктику, но после вдрызг рассорились. И когда Нобиле потерпел крушение уже в другой экспедиции, Амундсен отправился его спасать и… пропал. Его так и не нашли. Через несколько дней после этого на поиски вылетел Бабушкин и тоже пропал. Все думали, что и его больше не увидят, но ему удалось вернуться. Он попал в зону туманов, перелетал со льдины на льдину, садился на тонкий лёд, который трещал под самолётом, один из членов его команды провалился под лёд и получил серьёзное обморожение… Но в итоге экипажу удалось найти ледокол «Малыгин» и спастись.

– А из того, что вошло в комикс?

– Поразительна история дирижаблистов. После крушения обитатели ледового лагеря хотели уйти. Среди них было двое раненых — сам Нобиле, руководитель экспедиции, и механик Чечони. Остальные были способны идти и хотели отправиться на берег за помощью. Но по сути это означало для раненых верную гибель. Первым, кто сказал, что останется на льдине, был Франтишек Бегоунек. Его мнение в тот момент было не очень авторитетным, потому что вокруг итальянские офицеры, а он — всего лишь учёный, к нему относились как к какому-то чудаку. И всё же он сказал, что поддержит поход за помощью, только если на льдине останется один офицер, чтобы определить местоположение льдины с помощью приборов, которые у них остались, и радист, чтобы передать координаты.

После жёстких споров, практически все остались на льдине. Для каждого по сути этот выбор звучал так: уйти и спастись или остаться и погибнуть. В итоге же получилось, что те, кто остался, как раз спаслись, а ушедшие пострадали больше всего. Финн Мальмгрен выступил в роли проводника по льду, за ним пошли ещё двое. В конце концов сам Мальмгрем в этом походе погиб, а остальные были на грани гибели. Спасение их тоже было удивительным: они оказались на отрезанной льдине, вокруг море, ни еды, ни воды у них не было. И совершенно случайно лётчик Чухновский заметил — при плохой погоде, это очень важно — чёрные точки, которые и оказались группой Мальмгрена. Про погоду: обычно лётчики ждали хорошей погоды и летали, когда ясно. Но когда ярко светит солнце, оно даёт большие контрастные тени на льду. То есть при хорошей погоде их бы просто не заметили. Собственно, так и было: спасённые потом говорили, что над ними не раз пролетали самолёты, но не видели их.

Настоящие герои

– Кто Ваш любимый герой в новом комиксе?

– Изначально им был лётчик Чухновский, но это, скорее, герой эпизода. А место главного героя, пожалуй, за Бегоунеком. Комикс с него начинается, на многие события мы смотрим как бы с его стороны. Большую роль сыграла и его сестра: ей удалось найти деньги и организовать собственную поисковую экспедицию. Она начала сотрудничать с Эмилио Понтремоли, чей брат — учёный тоже был на дирижабле «Италия». К сожалению, Альдо Понтремоли был не в кабине дирижабля, а в самом дирижабле — когда случилось крушение, все, кто находился там, бесследно исчезли.

– Есть ли в комиксе художественный вымысел?

– Пожалуй, Анну Бегоунек и Эмилио Понтремоли я сблизил сильнее, чем это было в реальности. В комиксе их отношения дружеские, даже с намёком на что-то большее.

Заглянем в будущее

– Про каких героев или события планируются ещё комиксы в серии?

– История даёт нам бесконечное количество сюжетов. Хочу сделать комикс про капитана Василия Головнина, который по следам Крузенштерна отправился из Санкт-Петербурга на Камчатку. Капитан Головнин дважды попал в плен: сначала к англичанам, потом к японцам. Сейчас как раз работаю над сценарием.

Сложно выбрать, что же в итоге войдёт в книгу. Например, Головнин побывал на острове Танна, на котором находится один из самых доступных действующих вулканов мира. На тот момент жители этого острова встречались с европейцами только однажды, за 30 лет до Головнина, когда на этот остров прибыл Джеймс Кук. Головнин заметил, что жители острова знают, что такое огнестрельное оружие и пушки, то есть Джеймс Кук каким-то образом дал им это понять. Головнину нужно было пополнить припасы, договориться на незнакомом языке. И вот я думаю, как всё это показать, ведь в комиксе вся история станет лишь маленьким эпизодом. Но надо как-то наглядно продемонстрировать это столкновение культур.

– Читаете ли вы отзывы о своих комиксах? Какие из них запомнились?

– Конечно, читаю. Особенно запомнился отзыв о книжке «Лётчики-герои. Спасение челюскинцев», краткий и ёмкий: «85 раз уже читали!»

Другие книги серии «Исторический комикс»:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.